Ответственность за жестокое обращение с подростками
Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с подростками.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями подростков, отсутствие заботы о них.
Примеры:
ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);
ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта);
ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);
ст. 116 (побои), ст.117 (истязание);
ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),
ст. 131 (изнасилование);
ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);
ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);
ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);
ст. 135 (развратные действия);
ст. 125 (оставление в опасности);
ст. 124 (неоказание помощи больному);
ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);
ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);
ст. 110 (доведение до самоубийства);
ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с подростками может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации
ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации
ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации
Это важно помнить
родителям, приемным родителя, опекунам!
• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.
• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, приемных родителей, опекунов немедленно сообщите об этом в полицию.
• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
• Отец (приемный отец, опекун должен поговорить обо всех интересующих подростка вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
• Мать (приемная мать, опекун) должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
• Если вы заметили странность в поведении подростка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Пренебрежение нуждами подростка – это отсутствие элементарной заботы о подростке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
· отсутствие адекватных возрасту и потребностям подростка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
· отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего подросток может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с подростками;
· неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, опекаемые семьи с наличием отчимов или мачех;
· наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
· безработица, постоянные финансовые трудности;
· постоянные супружеские конфликты;
· статус беженцев, вынужденных переселенцев;
· низкий уровень культуры, образования;
· негативные семейные традиции;
· «трудный» подросток.