Система менеджмента качества
В Омском автотранспортном колледже разрабатывается, документируется и внедряется система менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ИСО 9001.
Основная цель создания и внедрения СМК – непрерывное улучшение качества образования. СМК является по существу «системой управления организацией по критерию качества» и рассматривается как основа любого вида менеджмента, существующего в организации.
Главная задача СМК – не только выходной контроль качества предоставленной услуги, а создание системы, которая позволит не допускать появления ошибок, приводящих к плохому качеству услуг, выявлять пожелания и конструктивные предложения потребителей и предвидеть их. Для того чтобы решить задачу повышения качества образования, необходимо это качество спланировать, обеспечить в образовательном процессе, подтвердить, т.е. решить традиционные задачи построения систем качества, оговариваемые нормами стандартов ИСО 9001.
Цели внедрения СМК
- Повышение уровня заинтересованности всех работников в улучшении результатов собственного труда;
- Создание механизма непрерывного повышения качества образовательных услуг, предоставляемых колледжем;
- Обеспечение эффективного управления качеством образовательного процесса для достижения высокой конкурентоспособности выпускников колледжа и прогрессивного развития колледжа;
- Выход на качественно новый уровень преподавания;
- Разработка современной нормативной и рабочей документации по всем направлениям деятельности;
- Четкое распределение полномочий и ответственности на всех уровнях;
- Обеспечение прозрачности процессов;
- Повышение имиджа колледжа в регионе;
- Дополнительные конкурентные преимущества;
- Улучшение коммуникаций внутри колледжа;
- Совершенствование системы управления.
Концептуальными основаниями функционирования системы качества являются:
- Ориентация на требования внешних пользователей – обеспечивает востребованность выпускника;
- Лидирующая роль руководства – обеспечивает достижение стратегических целей политики в области качества образования, гарантии качества;
- Компетентностный подход – направлен на достижение высокой квалификации и конкурентоспособности выпускников в условиях жесткой игры образовательных учреждений на рынке труда;
- Процессный и системный подходы – позволяют эффективно обеспечивать качественное образование;
- Внутренний аудит – направлен на выявление областей совершенствования;
- Непрерывное совершенствование деятельности – направлено на опережающее удовлетворение запросов заинтересованных сторон в лице обучающегося, его ближайшего окружения, работодателя, общества;
- Документирование всех процессов – способствует организации всей деятельности по обеспечению качества образования, помогает оценить эффективность работы, добавляет ценность СМК.
Система менеджмента качества колледжа определяет:
- Желаемые результаты деятельности;
- Методы достижения заявленных результатов;
- Необходимые ресурсы и способы их эффективного использования;
- Подходы к мониторингу деятельности, анализ ее результатов, коррекция дальнейшей деятельности.
Разработать СМК – это значит создать целостную систему описаний процессов, то есть их идентифицировать и задокументировать. Это обусловливает особое внимание к документации и процессам управления документацией. ИСО 9001 требует наличия в организации документированной СМК.
Наличие системы менеджмента качества рассматривается в настоящее время как гарантия того, что предоставляемые образовательные услуги будут соответствовать требованиям потребителя, и, соответственно, позволят поддержать и укрепить стратегическую позицию колледжа.